От редакции Блога: читатели могут ознакомиться с другими статьями Китти Сандерс о взаимоотношениях стран Латинской Америки и Израиля.
Гватемала и Израиль: краткая история искренней дружбы (2018)
Взаимоотношения дювальеристской Гаити и Государства Израиль
Краткий очерк об израильско-гондурасских отношениях (2014)
Черновые наброски о перонистской Аргентине, Израиле и диаспоре
Критики пиночетовской эпохи, пользуясь относительной труднодоступностью чилийских источников и удаленностью страны, делают упор на два пункта: феноменальную жесткость режима; и высокий уровень антисемитизма, ненависти чилийских элит к Израилю и симпатиях членов Правительственной хунты к нацизму. Стандартным ходом является подчеркивание того, что ненависть к Израилю была нехарактерна для «интернационалиста» Альенде, а «ограниченные вояки» ее легитимизировали. Историю с брутальностью чилийского режима мы неоднократно обсуждали; сегодня поговорим о проблеме юдофобии в Чили.
Бытовая ненависть к евреям в Чили, действительно имела место, особенно в первой половине XX века, когда в страну начали массово прибывать переселенцы из Европы и России. Правительство и бизнес-круги Чили, однако, симпатизировали еврейской общине и сионистским идеям. В стране действовали еврейские организации, занимавшиеся взаимопомощью и благотворительностью. В 1911 году в стране появились первые сионистские кружки, в 1917 было создано общество Биккур-холим; в жизни еврейской диаспоры принимали участие и нативы — иудействующие мапуче из организации Hijos de Sión, базировавшейся в Каракаутине. В 1919 в Чили начали выходить две еврейские газеты («Nuestro Ideal» и «Renacimiento»), были открыты несколько сионистских организаций и молодежный центр.
В 1922 в Сантьяго открылось медицинское учреждение Policlínica Israelita. С 30-х по 60-е количество евреев и национальных организаций в стране росло — были основаны Comité Israelita de Socorros, Sociedad Cultural Israelita B’ne Jisroel. В 37 году в Чили открылось отделение Бней-Брит, а за год до него — Сефардское сионистское общество. В стране также действовали и ашкеназские организации. В 40-е в Сантьяго открылись филиалы обществ На’амат, Маккаби, в 1950 был основан Университетский сионистский центр, а в 1952 — клуб «Estadio Israelita».
В 1945 году в Чили возник Comité Pro-Palestina, организация, связанная с сионистскими движениями континента. Аналогичные движения возникли в то же время в Перу, Уругвае, Бразилии. Одним из лидеров Comité Pro-Palestina был Габриэль Гонсалес Видела, выдающийся политический деятель, в значительной мере оформивший и институционализировавший чилийский политический национализм, а также ряд стратегий по устойчивому развития Республики. Он был последовательным антикоммунистом, одобрил путч 1973 года; а геополитические и стратегические проекты развития и освоения Чили и её прибрежных вод Гонсалеса Виделы повлияли на Аугусто Пиночета, который уважал экс-президента.
Под давлением чилийской арабской диаспоры Гонсалес Видела, ставший к тому времени президентом страны, поначалу вел себя сдержанно в вопросе раздела Палестины в 1947, однако уже год спустя Чили заняла отчётливо произраильскую позицию. В сфере межгосударственного сотрудничества ситуация тоже была благоприятной. Начиная 1953 годом, странами был подписан большой пакет документов, предполагавших сотрудничество в военной, культурной, научно-технической и транспортной сферах. Израиль оказывал Чили помощь в развитии сельского хозяйства, разведке полезных ископаемых и изучении гидроресурсов страны. Финансовая политика Чили благоприятствовала еврейской диаспоре.
В 1944 году выходец из Литвы, бизнесмен и филантроп по имени Соломон Сак Мотт основал крупный банк под названием «Banco Israelita de Chile». Он прибыл в Чили со своей семьей — женой Юлией Рабинович и дочерьми. Он вел обширную просветительскую деятельность, развивал систему образования, активно вкладывал деньги в Чилийский университет, основал фонд Соломона Сака, в общем, был очень видной фигурой на чилийском финансовом поле. Его благотворительную деятельность сложно переоценить: от перестраивал и ремонтировал школы, жертвовал значительные средства на развитие университетского образования и инфраструктуры. «Banco Israelita» существует до сих пор под названием «Banco Internacional». Во времена Правительственной хунты банк и другие структуры, созданные меценатом, были очень активны, их реклама публиковалась даже в наиболее сухих, консервативных, провоенных и проправительственных изданиях, — например, через «Revista pro-Patria». Журнал занимался политической аналитикой, освещением новостей страны, публиковал отчёты о действиях властей и состоянии Вооружённых сил… и регулярно размещал рекламу банка на своих страницах.
После того, как в 1970 в Чили к власти пришло правительство блока Народного единства, сильным влиянием в котором пользовались прокубинские и просоветские радикалы, а президентом стал Сальвадор Альенде, тысячи евреев покинули страну и переселились в Израиль, Аргентину, США, Испанию, Австралию и Германию. Исследователи называют цифру в восемь тысяч (из примерно тридцати тысяч, проживавших в Чили). Их можно было понять: еврейская диаспора была широко представлена в составе среднего и высшего классов, так что реформы Альенде били в первую очередь по ним. С другой стороны, в Чили действовали антиизраильски настроенные ультралевые боевые организации, которые с ненавистью относились к буржуазным евреям, не солидарным с идеями коммунистической революции.
Внешняя политика страны в отношении Израиля и диаспоры тоже круто изменилась. Чили стала голосовать в ООН за резолюции, направленные против Израиля. Из Чили бежали евреи-предприниматели и профессионалы. Вместе с тем в страну шел приток коммунистов, среди которых было много евреев, враждебно настроенных к Израилю и сионистским идеям. Так, венгерский еврей, художник и коммунист, Дьёрдь Обермайер Рошжа переехал в Чили из Боливии. Рошжа бежал из сталинистской Венгрии в 1948 и, прожив в Республике с 1952, он решил сменить бансеристскую Боливию на социалистическую Чили. (История жизни его сына, известного авантюриста и шпиона, заслуживает отдельной статьи).
СССР вкладывал в альендевскую Чили большие деньги, и когда в стране произошел путч, советская пропагандистская машина включилась на полную мощность. Пиночета решили сделать «нацистом». Неважно, что после переворота начался возврат буржуазных евреев в Чили, неважно что произошло улучшение чилийско-израильских отношений. В ноябре 1975 чилийская делегация не поддержала резолюцию Генеральной ассамблеи ООН, приравнивавшую сионизм к расизму, в то время, как советская сторона голосовала за неё тремя голосами (СССР, БССР, УССР). К сожалению, уязвлённый СССР не пользовался ни логикой, ни порядочными методами. Началась пропагандистская кампания по созданию образа «самого жестокого диктатора второй половины 20 века» (это при Пол Поте-то и Менгисту Хайле Марьям с Иди Амином), якобы «симпатизировавшего Гитлеру». В её основе лежали несколько базовых ложных тезисов.
Поводом для рождения первого тезиса было мировоззрение самого генерала Пиночета, который полагал Сталина даже худшим главой государства и злодеем, чем Гитлер.
…давайте сравним Гитлера и Сталина. Кого вы выберете? Лично я — никого из этих двоих. Я даже скажу, что Сталин был большим убийцей, самым страшным убийцей века. (…) Я считаю, что Гитлер, как и Сталин, нанесли огромный урон человечеству. Их представление о жизни было диким, и у них отсутствовали принципы.
Вторым поводом был глава ВВС Густаво Ли Гусман и его окружение. Как уже рассказывалось, Густаво Ли питал сильный интерес к национализму корпоративистского образца, увлекался идеями баасизма-панарабизма и был сторонником жёстких мер по отношению к левым активистам, партийцам и подпольщикам. «За удаление марксистского рака до полной победы» — таков был стиль главы ВВС, который к тому же стремился сместить Пиночета с поста главы Правительственной хунты. Приход к власти прогермански и проарабски настроенного сторонника жёсткой руки и тотальной войны с марксизмом наверняка принёс бы израильтянам некоторое количество головной боли, однако в 1978 сторонника жёсткой руки сменил Фернандо Маттеи. Собственно, влияние главы ВВС в составе Правительственной хунты уверенно снижалось ещё с 1974. Когда Чили была на грани войны с просоветской Перу, именно Маттеи наравне с Пиночетом занимался анализом ситуации и ее разрешением.
Третья причина, позволяющая обвинить Пиночета в юдофобии — публикации в Чили нацистской литературы. Критики обычно забывают, что книгоиздательство в стране было приватизировано и полагают, что в Республике был единый цензурный комитет, который централизованно, плановым образом, печатал книги определённого содержания. Однако в Чили не было единого гос. органа, контролировавшего работу каждого частного издательства. Люди просто издавали книги и зарабатывали на этом. На сегодняшний день в Чили по-прежнему печатается «Майн кампф», однако говорить об антисемитизме чилийского правительства глупо. Книжные издательства попросту удовлетворяют спрос, а цензуры в странах с нормальными политическими режимами — не существует. Здесь печатаются анархисты, коммунисты, утописты, социалисты, фашисты, национал-социалисты, либералы, феминистки, либертарианцы, консерваторы, люди экстремистских взглядов на права животных. Огромное количество экзмепляров «Майн кампф» уходит в Аргентину и Перу, где высок интерес к национал-социализму. К слову, в Аргентине как при Кристине Киршнер, так и при Макри, так и при нынешнем президенте, «Майн кампф» можно купить в обычном книжном киоске, наряду с трудами Аристотеля, Фуко, Ленина, биографиями Хорхе Виделы, Сан-Мартина и Фриды Кало, и речами Нестора Киршнера. Это называется свободой слова.
Я не приемлю жестокости, с которой нацисты относились к евреям; однако это была вина не только Гитлера, но группы функционеров высшего ранга.
Четвёртая причина — генерал Пиночет разделял Вермахт и СС/карательные отряды. Будучи военным, глубоко чтившим прусские военные традиции, он в своих интервью регулярно настаивал на двух тезисах. Нельзя складывать всю вину на одного Гитлера или Сталина — в тоталитарных государствах всегда работает целая система, целые властные группировки, вина которых не меньше. Нельзя обвинять в жестокости профессиональную армию, которая выполняла приказ и сражалась в боях — ведь были SS, охранники концлагерей и др. Пытаясь отвечать взвешенно и мучительно лавируя между уважением к германской армии и презрением к идеологизированным палачам и политикам, он дал оппонентам повод обвинить его в недостаточной эмоциональности и симпатиям к мрачным режимам прошлого века. Пиночет не очень ловко отбивался от обвинений, но тягаться с журналистами, которые всё время норовили «подложить ему Гитлера», было сложно.
Сеньоры, я не защищаю ни Гитлера, ни его систему. Помимо этого, у меня множество отличных друзей-израильтян.
Чили при военном правительстве позитивно относилась к Израилю, продолжая традиционную политику сближения и сотрудничества с еврейским сообществом. Пиночет, сторонник концепции единства народов в едином чилийском культурном пространстве, ежегодно посещал главную синагогу Сантьяго в Йом Киппур. Огромное количество евреев присутствовало в чилийском истеблишменте. Политики Серхио Мельник, Хосе Бердичевский, Маркос Зильбельберг, Мигель Швайцер Спейский, Родриго Хинцпетер Кирберг; одна из самых ярких чилийских звезд кино Шломит Байтельман, крупнейший телеведущий Дон Франсиско… Сам чилийский лидер видел в местных евреях — таких же чилийцев, но с некоторыми особенными нуждами и потребностями.
Именно при Правительственной хунте между странами был заключен ряд важнейших договоров, таких как Договор об экономическом и коммерческом сотрудничестве (1982), Программа по культурному взаимодействию (1983), Договоренность о воздушных путях и авиауслугах (Arrangement on Air Services within and beyond the respective borders, 1982), Соглашение о туристическом сотрудничестве (1986) и соглашение между структурами CONAF и Keren Kayemet Leisrael (1983). Развивалось военное сотрудничество, которое достигло впечатляющих масштабов. Так, в 2002 году ВВС Чили выбрали израильского военного производителя RADA Electronic Industries для покупки у него новых самолетов F-16 C/D; а в 2014 году чилийская армия выбрала израильскую штурмовую винтовку «Galil ACE» в качестве базового пехотного вооружения. Израиль всегда занимает центральные стенды на международной военной выставке FIDAE в Чили.
Государство стало основным поставщиком оружия в Чили, когда администрация Картера и британцы начали вводить санкции против военного режима. «Расцвела дружба между генералом Пиночетом и его коллегами, и израильскими лидерами и генералами (…) в особенности тесные взаимоотношения были между Военно-воздушными силами обеих стран» («The Israeli connection. Whom Israel arms and why» by B. Beit-Hallahmi).
Случаются в Чили и вспышки ненависти к Израилю. Исходят они либо от влиятельной палестинской общины, которая по понятным причинам настроена резко антиизраильски, либо от левых, которые одинаково давили и на Габриэля Гонсалеса Виделу, и на Себастьяна Пиньеру, который под давлением палестинцев и левых режимов региона (Аргентина, Боливия, Венесуэла, Перу) признал Палестинское государство. Компартия Чили, продолжая политику Альенде, считает Израиль «террористическим государством» — так его в 2006 году охарактеризовал представитель партии Уго Гутьеррес. Тем не менее, Израиль остается важнейшим партнером и другом Чили. Период серьезного охлаждения случился во время правления Альенде, а затем, при Пиночете, сотрудничество продолжилось.
Kitty Sanders, 2014 (дополненная версия)