Во время одного из своих визитов в Гондурас Ариель Шарон назвал эту страну «одним из трех крупнейших израильских торговых партнеров». Несмотря на то, что еврейская диаспора совсем небольшая (около 150 человек, проживающих преимущественно в Тегусигальпе), Гондурас исторически находится в хороших отношениях с Израилем. Сегодня они находятся на высоком уровне, однако Гондурас и раньше чаще всего занимал произраильскую позицию. Он стал одной из первых стран, признавших Израиль; кроме того, он голосовал за отмену резолюции ООН 10 ноября 1975 г., в которой сионизм был признан формой расизма.
В 1930-х году правительство страны издало указ, по которому евреям, спасающимся от нацистов, было официально разрешено эмигрировать в страну. Документ действовал порядка четырёх лет, и в страну успело въехать небольшое количество беженцев. В 1939 году, однако, власти центральноамериканской Республики ввели жёсткие ограничения на въезд евреев, цыган и темнокожих.
Отношение к беженцам в Америках было противоречивым.
Лидер Доминиканской Республики, Рафаэль Трухильо, объявил о возможности принять у себя 100 000 еврейских беженцев. США перетаптывались, мямлили нечто невразумительное и вводили трагически малые квоты (здесь можно было бы написать «смехотворно малые», однако смеяться не над чем.) Однако официальные представители Республики Гондурас все равно пытались сделать хоть что-то для евреев. В ходе Второй мировой войны десятки евреев были спасены благодаря благодаря документам и рабочим визам, полученным от консулов и благодаря протекции послов Гондураса, которые зачастую действовали нелегально из соображений гуманизма). Вскоре, однако, президент Республики Тибурсио Кариас Андино смягчил запрет на въезд евреев в страну. Охотнее всего визы выдавались молодым евреям, бежавшим через Голландию и Швейцарию, или тем, кто был связан родственными отношениями с уже проживавшими в Гондурасе семействами. После войны, в 1948 году, в Гондурас прибыли несколько десятков евреев, порядка шестидесяти человек.
Общественная жизнь диаспоры была довольно бедной. Еврейская община Тегусигальпы финансировала образовательные программы для молодежи. Лидером общины в столице долгое время был Сальвадор Шахер (на фото выше читатели могут увидеть здание, названное в честь лидера общины.) В стране действовало отделение женской сионистской структуры WIZO, которую возглавляла жена его жена Дженни Шахер. Также в Гондурасе существовала молодежная организация Маккаби ХаЦаир. Был представлен еврейский национальный фонд «Керен Каемет ле-Исраэль». Религиозное обучение проводилось свободно, община собиралась в частных домах. Синагоги не было. Позднее в стране сформировалась еще одна община, на этот раз в Сан Педро Сула, втором по значимости городе страны. Община быстро развивалась. Ее возглавлял Борис Гольдштейн, который выделил землю для синагоги и кладбища; ещё один видный представитель диаспоры, Хакобо Вейценблют, стал первым Почётным консулом Государства Израиль в Сан-Педро-Сула.
Гондурас и еврейский народ связывает также общая политическая история. Президентами Гондураса дважды становились евреи. В 1847 году страну возглавил Хуан Линдо, который известен тем, что смог стать президентом в двух странах — Сальвадоре и Гондурасе. В обеих странах он прославился как сторонник качественного доступного образования, а в Сальвадоре он вообще за пару лет создал централизованную систему «народного образования». Его стараниями в каждой деревне, где жило более 150 человек, была построена школа. Также Линдо совместно с генералом Франсиско Малеспином и священником Крисанто Саласаром основал Университет Сальвадора, который является центральным высшим учебным заведением страны. В 1842 Линдо вернулся в Гондурас — и вскоре был избран президентом. На посту он остался верен «сальвадорской линии» — основал Universidad Nacional Autónoma de Honduras, центральный ВУЗ страны, построил школы по всей стране, боролся за объединение Центральной Америки. Также президент переписал Конституцию Гондураса, что позволило ему переизбраться на второй президентский срок. По окончании президентства Линдо ушел из большой политики.
Хуан Линдо
Вторым президентом-евреем стал Рикардо Мадуро. Династия Мадуро очень старая и известная. Это семейство проживало и работало в регионе с XVII века. В 1672 году Моше Леви Мадуро переехал на остров Кюрасао, где открыл собственное дело — он транспортировал фрукты в Европу на собственных кораблях. Также он служил кантором в местной синагоге.
Семейство Мадуро умножало свои капиталы, дела его шли весьма успешно. В 1837 году Соломон Элиас Леви Мадуро основал торговую компанию S.E.L. Maduro & Sons, которая занималась импортом различных товаров через безналоговый порт Сент-Томас. В дальнейшем компания расширила сферу деятельности и начала предоставлять транспортные услуги туристам. Сегодня компания, основанная в 1837, превратилась в крупный Maduro Holdings. В 1917 году S.E.L. Maduro & Sons и Джозеф-Альварес Корреа (владелец коммерческой компании «Корреа, Братья и Ко») основали первый на Нидерландских Антильских островах банк, который в 1932 году объединился с крупным банком семьи Куриэль. Maduro & Curiel’s Bank стал крупнейшей финансовой структурой в Карибском регионе. Банк занимался помощью прибывавшим на Карибские острова еврейским беженцам, пережившим Холокост, и выделял средства, которые шли на обустройство их жизни. Семейство также прославилось просветительской деятельностью. Йосси Мадуро, филантроп и историк американской еврейской диаспоры, был известен своей общественной деятельностью в сфере исторических наук и образования. Члены семьи также сражались с нацизмом в Европе. Например, Джордж Леви Мадуро в чине капитана голландской армии воевал с немцами, попал в плен и умер 9 февраля 1945 г. в Дахау от тифа.
Рикардо Мадуро, экс-президент Центрального банка Гондураса, стал президентом страны в 2002 году. По окончании президентского срока он продолжил семейную традицию и сосредоточился на развитии национального образования. Он основал фонд FEREMA (Fundacion para la Educacion Ricardo Ernesto Maduro Andreu). Основная задача фонда — добиться всеобщей грамотности, улучшать качество образования, способствовать его децентрализации и более активно внедрять альтернативные и «продвинутые» педагогические методики.
Однако Израиль и Гондурас связаны не только в политическом, но и в экономическом, и военном отношении. Гондурас является давним и надежным военным партнером Израиля. В период между 1975 и 1977 годами эта страна приобрела ракеты Shafrir-2, которыми оснастила французские истребители Dassault Super Mystère.
Во время правления Мануэля Селайи (январь 2006 — июнь 2009) отношения между Тегусигальпой и Иерусалимом начали охлаждаться. Селайя ориентировался на блок ALBA и радикальные социалистические страны региона — Венесуэлу, Никарагуа, которые, в свою очередь, заинтересованы в сотрудничестве с Ираном и «пророссийскими» исламскими странами, а также Палестиной, и настроены резко антиизраильски. Селайя, как представитель латиноамериканского левого политического крыла, придерживался умеренно антиизраильской точки зрения. Впрочем, он не пробыл на посту президента даже одного срока. Президент был принудительно отправлен в отставку и депортирован из страны по решению Конституционного суда после того, как попытался провести в стране «переворот через референдум» и взять побольше власти, в духе Эво Моралеса. После новых выборов президентом стал Порфирио Лобо, а в 2014-м его сменил Хуан Орландо Эрнандес, тоже консервативных взглядов.
После возвращения в «правую орбиту» Гондурас приобрел у Израиля воздушные радары для обнаружения наркотраффикантов и борьбы с ними. Это вызвало сильное недовольство Вашингтона, однако по преодолении некоторых сложностей сделка всё-таки состоялась. Политики и вооруженные силы страны сердечно приветствовали такое сотрудничество.
Сразу после заключения сделки сотрудничество между странами перешло на новый уровень. Ходили слухи, будто Израиль собирается закупать в Гондурасе говядину. Ранее основными поставщиками говядины в страну были Аргентина и Бразилия, но по приходу к власти левых правительств в означенных государствах начала проводиться антиизраильская политика.
В 2014 Израиль принят наблюдателем в Тихоокеанский альянс. ТА — это своеобразный союз правокапиталистических и консервативно-рыночных стран Латинской Америки. В него входят Чили, Мексика, Перу, Коста-Рика и Колумбия. Левые латиноамериканские геополитики и журналисты считают, что Альянс направлен на «подрыв интеграционных процессов, проходящих в рамках Союза Южноамериканских наций (UNASUR), а также политическую изоляцию прогрессивных популистских латиноамериканских правительств, в первую очередь Венесуэлы». Чилийский политаналитик Патрисио Карвахаль Аравена считает, что ТА стратегически направлен на присоединение Парагвая, Коста-Рики, Эквадора, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Панамы, а в дальнейшем — и левых стран MERCOSUR, таких, как Бразилия, Аргентина и Уругвай. А экс-президент Бразилии, фактически оформивший современный умеренно левый дискурс на континенте, заявил, что «Альянс стремится вернуть неолиберальный Вашингтонский консенсус в Латинскую Америку».
Принятие Израиля в Альянс на правах наблюдателя — это довольно четкий сигнал со стороны латиноамериканского консервативного и классического либерального истеблишмента. Ситуация почти не изменилась с советских времен. Пророссийские государства — члены ALBA, Бразилия, Аргентина — ненавидят Израиль, подчиняются то Москве, то Пекину, и поддерживают Иран. Государства, выбравшие иной путь — Чили, Парагвай, Колумбия, Гондурас, Гватемала, по-прежнему сохраняют хорошие отношения с Израилем и стремятся их развивать.
К.С., 2014