Кажется, я нашла исходник, с которого советские и российские пропагандисты, специализировавшиеся на латиноамериканском направлении, списывали анекдот про гаитянского диктатора Франсуа Дювалье — якобы он сам придумал себе прозвище Папа Док. «Гаитяне — народ остроумный, они любят давать меткие прозвища, особенно своим правителям. Франсуа Дювалье упредил своих соотечественников: не желая, чтобы прозвище пришло «снизу», он придумал его сам…» (цит. по С.Гонионский «Гаитянская трагедия», 1974).
В действительности прозвище Папа Док дали бедные крестьяне, среди которых Дювалье проводил много времени, участвуя в кампаниях против малярии и фрамбезии. Он принимал активное участие в программе вакцинации населения, много общался с местными, изучал быт крестьянства (на которое он, после прихода к власти, будет делать ставку). Благодарные селяне, которые никогда не видели заботы о себе, прозвали его Папой Доком.
Крестьянство, городские низы и люмпен-милитариат (тонтон-макуты) оставались силами, лояльными Дювалье вплоть до самой его смерти. Более того, авторитет Папы Дока среди крестьян был очень высоким, поскольку он легитимизировал вудуизм, представлялся лоа Бароном Самди и предоставил им социальный лифт (через макутизацию, т.е. широкую и эгалитарную вербовку в тонтон-макуты).
Поразительно, насколько чёрно-белое мировоззрение у пропагандистов, в т.ч. советских. Либо «N. — за СССР/Россию, поэтому его любит народ, а его партия несёт свободу», либо «N. против СССР, следовательно, его все ненавидят, а сидит на посту он благодаря американским штыкам». Такой простой факт, что даже самый жестокий диктатор (а Дювалье был таким) всегда опирается на некоторую лояльную группу населения, приводит пропагандиста в ступор. Как так — безземельные и бедные крестьяне были лояльными, не могли же они быть лояльными, ведь крестьянство есть народная масса, ведомая рабочим классом, в авангарде которого стоит коммунистическая партия! Реальность всегда оказывается сложнее марксистских штампов: крестьянство (поголовно жившее на грани нищеты и голода) и городская беднота в Республике Гаити неплохо относились к Дювалье, но профессиональные рабочие, католики, студенты и часть бизнеса терпеть его не могли, потому что он не давал им жизни, выбил и вытоптал всю оппозицию в стране, плюс тонтон-макуты постоянно облагали бизнес «налогами» на собственное существование.
До чего же это бестолковая вещь — пропаганда. И ведь она нисколько не поумнела и не стала более тонкой. Такая же чёрно-белая крикливая муть, наглая, антиинтеллектуальная и лживая.
K.S., 2022