От редакции Блога: К. Сандерс пишет серию статей о латиноамериканских режимах (каудильистских, национал-десаррольистских, антикоммунистических, прокрестьянских, Третьей Позиции). Там затрагиваются проблемы международных отношений и жизни диаспор. На ее счету уже есть статьи о еврейских диаспорах в Гватемале, Гондурасе, Чили, Гаити и о взаимоотношениях этих государств с Израилем. Статьи и черновики, которые предоставила автор, будут регулярно публиковаться в Блоге.
Темы еврейской диаспоры в Аргентине, и взаимоотношений между Республикой Аргентина и Государством Израиль, чрезвычайно интересны для изучения. Существует масса хороших исследований, авторы которых, находясь на совершенно разных позициях, вступают в споры и опровергают оппонентов со всем пылом.
Некоторые авторы утверждают, что Перон был юдофобом и филонацистом. В доказательство они приводят такие факты, как укрывательство беглых нацистов, обширное присутствие усташей в окружении Перонов после их возвращения из франкистской Испании, распространённую среди тогдашних аргентинских военных конспирологическую теорию о «еврейско-коммунистическом масонском заговоре» и т.д.
Другие утверждают, что никаких проблем с евреями не было, Перон был их другом и старался обустроить жизнь диаспоры в духе любви и великого общенационального политического проекта, так же, как он стремился наладить жизнь любого другого аргентинского этнического и религиозного меньшинства. Функционеры различных еврейских организаций утверждали, что осознание того, какие возможности Перон дал евреям, изменило их взгляды на аргентинскую политику, предоставило им необходимые для эмпауэрмента ресурсы и социально-политические лифты.
Аргентинский историк Эмилио Корбьере в своей работе «Estaban entre nosotros. Argentina y el nazismo» писал, что, несмотря на противоречивую репутацию, Перон предоставил большое количество возможностей и социальных лифтов для местных евреев. Он отдельно отмечал появление евреев в сфере иностранных дел, которая традиционно находилась под контролем потомственных олигархических и консервативных фамилий. Далее Корбьере перечисляет некоторых видных аргентинских чиновников и политиков еврейского происхождения, поднявшихся при Пероне. Среди них — судья Либерто Рабинович, рав Амран Блюм (консультант по вопросам религии при аппарате Президента), депутат Давид Дыскин, интеллектуалы Исаак Либерсон и Энрике Дикман (последний был социалистом, который порвал со своей партией ради Перона), Анхель Перельман, основатель Металлургического рабочего союза (Unión Obrera Metalúrgica, UOM.) Яков Цур, израильский посол в Аргентине в 50-х, пятый президент Государства Израиль Ицхак Навон — тоже весьма тепло отзывались о работе перонистов с еврейской диаспорой. По крайней мере, их цитаты приводит автор труда «El pacto Perón-Israel» Кристиан Родриго Итурральде. Навон отмечал мощное развитие внутринациональных еврейских институтов, огромную работу в сфере культуры и образования, которые осуществил аргентинский режим.
На внешнеполитическом направлении перонистская Аргентина достаточно быстро (в феврале 1949) признала Государство Израиль, создала благоприятные условия для еврейских иммигрантов, а Фонд Эвы Перон с гуманитарными целями направил в Израиль корабль, который привёз одеяла. О значительном вкладе Аргентины в двусторонние благоприятные отношения говорила Голда Меир, посетившая южноамериканскую Республику в 1951.
Симпатии Перона к нацистскому аспекту фашизма в Третьем мире отрицает также израильский историк, профессор Тель-Авивского университета Раанан Рейн, автор ряда работ, в т.ч. содержательного и глубокого исследования «Los muchachos peronistas judíos».
Также можно вспомнить статью 28 Конституции 1949 года, которая объявляла всех аргентинцев равноправными вне зависимости от их крови и расы. Существует распространённый перонистский слоган: «Единственный привилегированный класс в Аргентине — это дети.» О детях и подростках действительно заботились с размахом.
Если обратиться к первоисточнику, можно обнаружить, что аргентинский лидер неоднократно высказывался против расизма и ксенофобии, противопоставляя им националистический солидаристский проект собственного авторства. Напр., 8 декабря 1945 года Перон прокомментировал «ксенофобский вопрос» следующим образом: «У нас нет расовых предрассудков. В нашем щедром и благом Отечестве всегда рады достойным людям доброй воли» (цит. по «Doctrina Peronista», 1973.)
K.S., 2021